Главная - Политика - О состоянии торгово-экономических отношений России и Швейцарии
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image

Погода

Что нужно знать:

Виза в Швейцарию

News image

Лица, проживающие в Санкт - Петербурге, в Архангельской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях и...

Аренда автомобиля / Парк Швейцария

News image

Процедура получения автомобиля. Клиент подходит на стойку компании и дает: паспорт, права российские + права междунар...

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

News image

Страховка на весь период пребывания в Швейцарии обязательна. Прививки требуются только от находившихся в районе эпидем...

Города Швейцарии:

Швейцария, о. Женевское

News image

Общие сведения Женева, третий по значению город Швейцарии после Цюриха и Базеля, считается одним из красивейших город...

Сувениры из Цюриха

News image

Каждый раз при посещении той или иной страны встает вопрос, что привезти на память домой. Ответом могут служить специа...

Развлечения в Берне, Швейцария

News image

В Берне большое количество театров, музеев, кафе, ресторанов и парков. Здесь находится одна из самых больших выставочн...




О состоянии торгово-экономических отношений России и Швейцарии

О стране - Политика

о состоянии торгово-экономических отношений россии и швейцарии



Российско-швейцарские торговые отношения имеют богатую историю и строятся на прочной договорно-правовой базе, основу которой составляют межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (от 1 декабря 1990 г.), о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией (от 12 мая 1994 г.), об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (от 15 ноября 1995 г.) и о Торговом Представительстве Союза ССР в Швейцарии (от 17 марта 1948 г.).

В соответствии с Соглашением о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией, Швейцария в своей политике в отношении торгово-экономического сотрудничества с Россией исходит из формирования ее на основе принципов ВТО, выполнения своих обязательств по двусторонним и международным договорам, участником которых является Россия, неприменения каких-либо специальных ограничений в отношении российских товаров и услуг, отказа от дискриминации и практики возбуждения антидемпинговых расследований. Такой подход, как показывает практика отношений между нашими странами, создает эффективную основу для обеспечения в полной мере интересов нашей страны во внешнеэкономической области сотрудничества со Швейцарией. В ходе визита Министра Г.О. Грефа на Всемирный экономический форум (г. Давос) 27 января 2006 г. со швейцарской стороной был подписан двусторонний протокол о присоединении России к ВТО, в рамках которого был также подписан Меморандум о взаимопонимании в сфере санитарных и фитосанитарных мер. Швейцария традиционно рассматривает Россию как стратегического партнера и проявляет готовность к конструктивному взаимодействию по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Главными направлениями российско-швейцарского сотрудничества в настоящее время являются торговля, инвестиционное сотрудничество, техническое и финансовое содействие, научно-техническая и производственная кооперация.

10 января 2007 г. Федеральный совет (правительство) Швейцарии распространил доклад парламенту страны о внешнеэкономической политике страны в 2006 году. Доклад был подготовлен Федеральным департаментом (министерством) экономики. По сравнению с аналогичным докладом по итогам 2004 г. настоящий документ освещает также политику Швейцарии в переговорном процессе ВТО, новые соглашения о свободной торговле с рядом зарубежных стран, а также внешнеэкономическую стратегию страны в отношении ключевых зарубежных государств. Впервые правительство одобрило специальную стратегию экономической политики Швейцарии в отношении четырех государств: России, Бразилии, Индии и Китая, так называемых стран группы БРИК. В докладе, в частности, отмечается, что доля стран БРИК в мировой торговле с 1995 г. удвоилась и достигла 10%. В этих странах проживает 40% мирового населения.

В отношении России в документе отмечается, что начиная с 2000 г. швейцарский экспорт в нашу страну утроился и составил в 2005 г. 1,5 млрд. швейцарских франков. Для сравнения: швейцарский экспорт в Бразилию в 2005 г. составил 1 млрд. швейцарских франков, экспорт в Индию – 2 млрд. Среди задач внешнеэкономической стратегии Швейцарии в отношении России на ближайшее будущее названы следующие: 1) начало переговоров, направленных на заключение соглашения о свободной торговли со странами ЕАСТ, 2) упрощение порядка выдачи виз и предоставления прав на работу, 3) обновление соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (от 1 декабря 1990 г., вступило в силу в 1991 г.) и 4) обновление двустороннего соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (от 15 ноября 1995 г., вступило в силу в 1997 г.). Важным итогом 2006 г. стало значительное увеличение стоимостного объема взаимного товарооборота. По сравнению с 2005 г. он увеличился в 1,6 раза и превысил уровень 4,1 млрд. шв. франков*. Кроме того, в 2006 г. удалось преодолеть негативную тенденцию к сокращению объемов российских поставок в Швейцарию, существовавшую на протяжении последних нескольких лет. Впервые после 2001 г. был достигнут рост объемов российского экспорта по итогам года до 1,9 млрд. шв. франков, при этом прирост составил 83,1%. Темпы роста российского экспорта значительно опережали в 2006 г. темпы роста стоимостных объемов швейцарских поставок в Россию, в результате чего удалось добиться снижения отрицательного для России сальдо торгового баланса более чем на 30% - с 532,2 млн. шв. франков до 371,7 млн. шв. франков. Указанные положительные изменения в динамике российских поставок в Швейцарию были вызваны в первую очередь увеличением стоимостных объемов поставок по таким товарным группам, как драгоценные металлы и камни (более чем на 491,6 млн. шв. франков или на 78,2% по сравнению с 2005 г.), химико-фармацевтические товары (более чем на 278,6 млн. шв. франков или в 4,3 раза соответственно) и энергоносители (более чем на 57,8 млн. шв. франков или в 1,5 раза соответственно). Наиболее сильное влияние на динамику российских поставок в Швейцарию традиционно оказывает товарная группа «драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни». При этом скачкообразный рост поставок по данной товарной группе наблюдался в январе 2006 г., когда стоимостные объемы экспорта российских драгоценных металлов в Швейцарию увеличились в 44,3 раза по сравнению с январем 2005 г. Основная часть российских поставок по данной товарной группе, как и прежде, приходится на палладий и платину (72,9% и 24,6% по итогам 2006 г. соответственно). Следует отметить, что уже за первые два месяца 2006 г. в Швейцарию было ввезено палладия больше, чем за весь 2005 г. В результате на конец 2006 г. объемы российских поставок драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней достигли 1,12 млрд. шв. франков и за счет российских поставок было удовлетворено более 55% потребностей Швейцарии в палладии.

Несмотря на значительный положительный вклад в развитие российского экспорта в Швейцарию поставок по указанной товарной группе, серьезной проблемой остается несбалансированность и по сути монокультурность российских поставок, обусловленная слишком большим удельным весом данной товарной группы. Подобная специфика структуры российских поставок в Швейцарию, наблюдаемая уже на протяжении нескольких лет, делает наш экспорт весьма уязвимым, ставя его динамику в прямую зависимость от конъюнктурных колебаний на мировом рынке данных товаров и изменений спроса на них со стороны швейцарских фирм, которые в свою очередь зависят от развития экономической ситуации в Швейцарии и соседних европейских странах. Однако в последние годы наблюдается тенденция к снижению удельного веса в российских поставках товарной группы «драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни» (в 2003 г. более 76% российского экспорта, около 75,9% в 2004 г, 61,5% в 2005 г. и менее 60% по итогам 2006 г.), что свидетельствует о некоторой диверсификации российского экспорта в Швейцарию. Кроме того, поставляемые в Швейцарию палладий и платину в строгом смысле нельзя считать сырьевыми товарами, поскольку данные металлы содержат высокую долю добавленной стоимости и могут рассматриваться как важные полуфабрикаты, применяемые, например, в производстве машин и инструментов.

Наиболее высокими темпами в 2006 г. росли поставки из России химико-фармацевтических товаров. Их объемы увеличились по итогам 2006 г. в 4,3 раза и составили 364,1 млн. шв. франков. Именно увеличением объемов поставок данных товаров было обеспечено более 32,8% прироста совокупного российского товарного экспорта в Швейцарию в отчетном периоде. В результате удельный вес данной товарной группы в совокупном российском экспорте достиг 19,4%, против 8,4% в 2005 г., что позволило ей переместиться на второе место по данному показателю, опередив товарную группу «энергоносители». Основная часть поставок химико-фармацевтических товаров (более 96%) приходилась на неорганическое химическое сырье и неорганические основные материалы. В тройку ведущих по удельному весу товарных групп российского экспорта традиционно входят энергоносители – 9,2% российского экспорта по итогам 2006 г., что несколько ниже, чем в 2005 г. Стоимостной объем поставок по данной товарной группе за 2006 г. увеличился на 50,55%, по сравнению с 2005 г., достигнув 172,4 млн. шв. франков. Практически весь объем российских поставок энергоносителей приходился традиционно на природный газ (более 99,5%). Следует отметить, что данная товарная группа характеризовалась наиболее стабильными показателями роста в отчетном периоде. Рост стоимостных объемов российских поставок газа в Швейцарию был вызван, в основном, возрастанием международных цен на природный газ. Снижение доли природного газа в условиях ярко выраженной тенденции увеличения цен на него возможно лишь при условии заметного снижения физического объема поставок, что могло бы иметь отрицательные последствия для российской экономики. В то же время поставки российского газа на швейцарский рынок осуществляются через посредников, в частности, через германский “ЕОН - Рургаз”, который имеет долгосрочный контракт с “Газпромом” на закупку природного газа. По итогам 2006 г. за счет российских поставок было удовлетворено около 12% потребностей Швейцарии в природном газе. Высоким удельным весом (более 6,1% против 5,2% в 2005 г.) в совокупном российском экспорте традиционно характеризуется также товарная группа «металлы». Объем российских поставок по данной товарной группе за отчетный период составил 115,1 млн. шв. франков, что в 2,1 раза больше чем за 2005 г. При этом основная часть российских поставок металлов в Швейцарию приходилась на поставки алюминия – 77,3%. Среди прочих товарных групп российского экспорта наиболее высокими темпами роста объемов поставок по сравнению с предыдущим годом характеризовались «транспортные средства» - в 3,4 раза, при этом около 50% приходилось на легковые автомобили, объем поставок которых увеличился почти в 2,2 раза. Наиболее ощутимое снижение объемов поставок наблюдалось по товарным группам: машины, аппаратура, электроника (на 88,7%); кожа, каучук, искусственные материалы (на 56,8%). Снижение стоимости поставок машин в Швейцарию объясняется, так называемым, «эффектом базы» (в 2005 году была осуществлена поставка в Швейцарию крупной энергетической установки). Рост объемов российских поставок в Швейцарию в 2006 г. происходил на фоне достаточно динамичного развития экономики Швейцарии. В стране был зафиксирован рекордный после 2000 г. рост объемов импорта. При этом по темпам роста российские поставки значительно опережали как темпы роста совокупного швейцарского товарного импорта (83,4% против 11,0 % по сравнению с 2005 г), так и показатели роста объемов поставок из других стран – ведущих торговых партнеров Швейцарии. В результате, доля российских поставок в совокупном швейцарском импорте увеличилась более чем в 1,6 раза по сравнению с 2005 г. Однако она остается достаточно малой – немногим более 1% совокупного швейцарского импорта по итогам 2006 г. С целью дальнейшего облагораживания структуры российского экспорта, Торгпредство разработало перечень конкурентных товаров российской промышленности. Указанный список был согласован с представителем РСПП в Швейцарии, размещен на интернет-сайте Торгпредства и передан швейцарской стороне. Информация о новых экспортных товарах направляется в следующие швейцарские организации: Швейцарская организация содействия инвестициям (СОФИ), Швейцарская программа стимулирования импорта (СИППО), «ОСЕК Бизнес-сети Швейцария» (полугосударственная структура, имеющая мандат правительства на содействие развитию внешней торговли), а также в отдельные швейцарские компании и банки, включая Русский коммерческий банк (Цюрих), осуществляющий финансирование торговых сделок.

В целом для экономики России Швейцария представляет интерес как страна со стабильным и растущим спросом на различные виды сырья и полуфабрикаты, в частности, на продукцию черной и цветной металлургии (никель, алюминий, цинк, магний, сплавы на основе никеля и титана, прокат из легированных сталей), пиломатериалы, продукцию нефтепереработки и нефтехимии (полиэтилен, метанол, мазуты), природный газ, а также на драгоценные металлы (платиноиды) и камни, ювелирные изделия и бижутерию современного дизайна. Представители Государственного секретариата экономки Швейцарии (СЕКО) отмечают, что страна заинтересована в увеличении закупок продукции российской обрабатывающей промышленности, ряда видов оборудования и новой технологии.

Кроме того, для российской стороны, в том числе с точки зрения развития российского экспорта, привлекательным является наличие в Швейцарии:

- достаточно эффективной системы государственных гарантий по экспортным кредитам, применение которой в отношениях с Россией открывает дополнительные возможности для расширения торговли и инвестиционного сотрудничества между нашими странами;

- широких возможностей для налаживания тесного взаимодействия между финансовыми институтами наших стран, в том числе по финансовому обслуживанию торгово-экономических операций, реализация которых способствовала бы расширению для российских участников внешнеэкономической деятельности доступа к кредитам, улучшению условий их предоставления и, тем самым, активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества;

- значительных финансовых ресурсов, традиционно используемых в виде инвестиций за рубежом, которые потенциально могут перераспределиться в сторону новых развивающихся рынков, в том числе и российского, при реализации имеющегося у швейцарских фирм интереса к расширению инвестиционной деятельности на нашем рынке, в частности, в таких областях как туризм, сельское хозяйство, переработка сельскохозяйственной продукции, пищевкусовая промышленность, энергетика, нефтегазопереработка, металлургия; - сравнительно эффективного научно-технического потенциала, достаточно сильно ориентирующегося на тесное международное сотрудничество (в том числе и на многосторонней основе) в решении различных научно-технических проблем фундаментального и прикладного характера, и разработке современных технологий, под которое в рамках различных программ выделяются соответствующие финансовые ресурсы. Что касается импорта России из Швейцарии, то он продолжает интенсивно расти. Объем российского импорта на конец 2006 г. превысил 2,2 млрд. шв. франков. При этом темпы роста объемов экспорта швейцарских товаров в Россию опережали как темпы роста совокупного швейцарского товарного экспорта (44,4% против 12,9 % по сравнению с 2005 г), так и показатели роста объемов поставок в другие страны – ведущие торговые партнеры Швейцарии. Товарная структура российского импорта в целом остается достаточно стабильной. Главную роль в нем, как и в предыдущем году, играют три основные товарные группы: химико-фармацевтические товары; машины, аппаратура и электроника; точные инструменты, часы и бижутерия. Опережающими темпами росли объемы поставок в Россию химико-фармацевтических товаров – на 62,1% по сравнению с 2005 г. В результате объем поставок по данной товарной группе достиг 0,85 млрд. шв. франков, а ее удельный вес в совокупном российском импорте – 37,7% (33,5 в 2005 г.). При этом более 82% поставок или 0,7 млрд. шв. франков приходилось на готовые фармацевтические товары, витамины и диагностические препараты.

Справочно: Согласно результатам исследования «PricewaterhouseCoopers» «Фармацевтический рынок России — рецепт роста» (The Russian Federation. Prescription for Growth), российский рынок предлагает фармацевтическим компаниям большие возможности для роста на среднесрочную перспективу. Объем реализации продукции фармацевтической отрасли в Российской Федерации утроился за период с 2000 г., и в настоящий момент прогнозируется увеличение объемов реализации минимум на 10% в год. Рост бюджетного финансирования и совершенствование системы сбыта также стимулируют развитие сектора. В этом году федеральные власти увеличили объем финансирования системы здравоохранения до 3,6 млрд.долл.США, что на 89% больше по сравнению с 1,9 млрд.долл.США, выделенными в 2005 г. Также важным фактором является рост объемов финансирования программы дополнительного обеспечения лекарственными средствами, которое в 2005 г. составило около 1,8 млрд.долл.США. При этом основная часть реализуемых в России лекарственных средств поставляется зарубежными компаниями: в 2005 г. более половины всей фармацевтической продукции поступило в Россию из-за границы, главным образом из стран Западной и Восточной Европы и США. Эксперты отмечают, что Россия предлагает большие возможности для производителей качественных и относительно дорогостоящих генериков и инновационных препаратов.

Достаточно высокими темпами в отчетном периоде также росли поставки в Россию машин, аппаратуры и электроники – на 44,9% по сравнению с 2005 г. Стоимостной объем поставок составил на конец 2006 г. 523,8 млн. шв. франков или 23,3% совокупного российского импорта из Швейцарии. Большая часть поставок (около 72%) приходилась на оборудование для машиностроительной промышленности. Что касается поставок точных инструментов, часов и бижутерии – их объемы в отчетном периоде также выросли - на 25% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Стоимостной объем поставок составил на конец 2006 г. 469,1 млн. шв. франков или 21% совокупного российского импорта (24,1% за 2005 г.). При этом 43,6% и 35,1% стоимостного объема поставок по данной товарной группе приходилось соответственно на продукцию часовой промышленности (204,6 млн. шв. франков), на бижутерию и ювелирные изделия (164,6 млн. шв. франков), а более 10% - на поставки медицинских инструментов и аппаратов. Рост объемов поставок из Швейцарии в Россию в отчетном периоде наблюдался практически по всем товарным группам. При этом наиболее высокими темпами роста характеризовались: «транспортные средства» (объемы поставок по итогам 2006 г. возросли в 2,3 раза по сравнению с 2005 г.), «произведения искусства и антиквариат» и «драгоценные металлы и камни» (рост в 2,2 раза). Снижение объема поставок в Россию было характерно только для товарной группы «бумага, изделия из нее, полиграфическая продукция» (на 29%). В целом, в основе достигнутого роста объема поставок швейцарских товаров в Россию, лежат положительные явления в развитии российской экономики – устойчивый экономический рост, стабильное увеличение спроса, расширение международного инвестиционного сотрудничества. Кроме того, швейцарские фирмы рассматривают российский рынок в ряде случаев как более привлекательный по сравнению с традиционными рынками сбыта швейцарской продукции. Одним из основных организационных инструментов содействия развитию торгово-экономического сотрудничества между Россией и Швейцарией является Смешанная Межправительственная комиссия по торговле и экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией (далее - Комиссия), созданная в январе 1994 г. Договоренность о создании Комиссии была закреплена Соглашением о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией. Последняя, VIII сессия Комиссии состоялась в октябре 2005 г. в Москве.

Что касается проблемных вопросов двустороннего сотрудничества, в частности поставленных в ходе восьмой сессии Комиссии, большинство из них удалось урегулировать в межсессионный период:

¾ Оформление санитарно-эпидемиологических заключений и ветеринарных сертификатов на швейцарский импорт в Россию. В рамках двустороннего Протокола по ВТО Россией и Швейцарией в январе 2006 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании в сфере санитарных и фитосанитарных мер. В рамках этого документа Россия обязалась обеспечить мясным товарам из Швейцарии такой же режим, как и товарам из стран с аналогичным уровнем заболеваемости скота. Швейцария, в свою очередь, обещала предоставлять всю необходимую для этого информацию. Между ветеринарными службами России и Швейцарии согласованы и парафированы ветеринарные сертификаты на экспортируемые в Российскую Федерацию эмбрионы крупного рогатого скота и репродуктивный биоматериал быков-производителей. С 1 июня 2006 г. разрешены разовые поставки рожденного не ранее 2002 г. и выращенного в Швейцарии племенного крупного рогатого скота, за исключением кантонов: Appenzell I.Rh., Appenzell O.Rh., Basel-Landschaft, Basel-Stadt, Luzern, St. Gallen и Soloturn. Роспотребнадзору поручено провести переговоры со швейцарской стороной по вопросу порядка оформления санитарно-эпидемиологических заключений на поступающую из Швейцарии в Россию часовую продукцию. Роспотребнадзор проинформировал швейцарскую сторону о том, что не требуется оформлять санитарно-эпидемиологических заключений на часовую продукцию, в том числе реализуемую в магазинах беспошлинной торговли (письмо Главе отдела коммерческих и экономических связей Посольства Швейцарии в Москве от 20.02.06 №0100/1742-06-39).

¾ Развитие сотрудничества в области туризма. В соответствии с договоренностью швейцарская сторона принимала участие в международной выставке «Интурмаркет-2006» в Москве 19-22 марта 2006 г. и была представлена Швейцарской национальной туристической корпорацией (Представительство по России и странам СНГ). Торгпредство активно способствовало привлечению швейцарских туристических компаний на выставку. На выставке было представлено более 100 швейцарских турфирм. В рамках подготовки к «Интурмаркет-2006» Торгпредство также провело ряд технических консультаций с представителями наиболее крупных туристических компаний, ориентированных на российский рынок, в том числе с фирмами «Бернский туризм», «Опен Ап», «Давосский туризм», «Базельский туризм», «Лэтьон». Российское Федеральное агентство по туризму совместно со Швейцарской национальной туристической корпорацией проводят исследование рынка туристических услуг в России и Швейцарии. Стороны договорились содействовать участию туристических фирм обеих стран в специализированных выставках, проводимых как в России, так и в Швейцарии. Планируется участие швейцарских фирм в предстоящей в марте 2007 г. в Москве очередной международной выставке «Интурмаркет-2007».

¾ Сотрудничество в области таможенного оформления грузов. Таможенные службы Швейцарии и России продолжают сотрудничество с целью упрощения таможенных процедур при декларировании грузов и транспортных средств при двусторонней торговле. Решение этих задач осуществляется путем обмена опытом, проведения семинаров, предоставления необходимой информации. Стороны будут предпринимать необходимые меры по предупреждению преступлений в таможенной сфере в соответствии с международными нормами и правилами.

¾ Урегулирование коммерческой задолженности бывшего СССР перед Швейцарией. Проведение второго этапа погашения коммерческой задолженности будет произведено российской стороной 28 ноября 2006 г. в сумме около 2 млн.долл.США.. Третий этап погашения коммерческий задолженности (около 1 млн.долл. США) намечен на 2007 г.

¾ Согласование проекта Меморандума по развитию и сотрудничеству в сфере предотвращения и ликвидации гуманитарных катастроф и чрезвычайных ситуаций. По итогам восьмой сессии МПК и после визита Министра С.Шойгу в Швейцарию в конце 2005 г. МЧС России составило проект Соглашения о сотрудничестве в сфере предотвращения и ликвидации гуманитарных катастроф и чрезвычайных ситуаций. Проект направлен на рассмотрение швейцарской стороны. Ожидается, что указанное соглашение (или меморандум о сотрудничестве) может быть подписано сторонами в 1 квартале 2007 года.

¾ Российско-швейцарское сотрудничество в области культуры. В первой половине 2007г. Министерство культуры и массовых коммуникаций России планирует подписать со Швейцарией Протокол о намерениях по развитию сотрудничества в области культуры.

Обмен информацией в области защиты прав интеллектуальной собственности. В соответствии с имеющимся поручением активизировать взаимодействие с патентным ведомством Швейцарии, Роспатент провёл предварительные консультации с директором Департамента технического содействия Швейцарского института интеллектуальной собственности Д. Краусом. Стороны договорились о взаимном обмене опытом и информацией в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, а также условились содействовать деятельности правообладателей обеих стран по защите их прав с использованием инструментов, предоставляемых национальным законодательством.

Итоги инвестиционного сотрудничества России и Швейцарии в 2006 г.

Швейцария является одним из важнейших банковских и финансовых центров мира, (Цюрих - третья после Нью-Йорка и Лондона мировая валютная торговая площадка), а также одним из ведущих международных инвесторов. В стране функционирует более 4 тыс. финансовых институтов. На швейцарские банки приходится около 40% мирового управления собственностью и имуществом физических и юридических лиц или более 5 трлн. шв. фр., из них 58% составляют средства иностранцев, находящиеся в фидуциарном управлении швейцарских фондов и трастов. Финансово-банковский сектор (3% занятых) произвел в 2006 г. 11% ВВП. По данным Швейцарского национального банка, страна входит в первую десятку государств с наиболее значительными объемами зарубежных капиталовложений. На начало октября 2006 г. общий объем накопленных швейцарских инвестиций за рубежом составил 2,91 трлн. шв. франков (рост по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. на 11,5%). Общий объем накопленных иностранных инвестиций в Швейцарии составил 2,36 трлн. шв. франков (увеличение объема на 13,5% в сравнении с тем же периодом 2005 г.). За 9 месяцев 2006 г. прямые инвестиции Швейцарии за рубеж составили 647 млрд. шв. фр., портфельные - 1 трлн. шв. франков, прочие 1,1 трлн. шв. франков. Объем прямых инвестиций, поступивших в Швейцарию из-за рубежа за тот же период 2006 г., составил 231 млрд. шв. франков, портфельных – 880 млрд. шв. франков, прочих - 1,2 трлн. шв. франков Стабильность внутренней политической и социально-экономической ситуации, надежность банковской системы, устойчивость национальной валюты определяют роль Швейцарии как одного из реальных источников внешних ресурсов для развития российской экономики. Основополагающими документами для двустороннего российско-швейцарского инвестиционного сотрудничества являются межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (от 1 декабря 1990 г.), торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией (от 12 мая 1994 г.) и избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (от 15 ноября 1995 г.). Необходимо также отметить, что инвестиционное сотрудничество Швейцарии с Россией имеет положительную динамику развития. Швейцария стабильно входит в первую десятку стран, осуществляющих инвестиции в экономику России. По размеру накопленных инвестиций Швейцария обгоняет многие зарубежные страны, более крупные по своему экономическому потенциалу, такие как Япония, Китай и отдельные государства Европы. За первые 9 месяцев 2006 г., объем поступивших швейцарских инвестиций составил 1558 млн. долл. США (несколько превысил объем поступлений за соответствующий период прошлого периода)*. По этому показателю Швейцария заняла 7-е место среди иностранных инвесторов в России (обогнав США и Японию), а её доля составила 6%. Основная часть поступивших инвестиций в российскую экономику в рассматриваемый период 2006 г. приходилась на обрабатывающие производства - 1095 млн. долл. США (более 70%), в том числе в химическое производство объем инвестиций составил 360 млн. долл. США, в металлургическое производство - 542 млн. долл. США. Рост поступивших в 2006 г. швейцарских инвестиций обусловил соответственно и дальнейшее увеличение накопленного в России швейцарского капитала. Его общий объем на начало октября 2006 г. достиг 2,62 млрд. долл. США, превысив на 20% уровень соответствующего периода предыдущего года, а доля Швейцарии в накопленных иностранных инвестициях в экономике России составила 2% (9-ое место среди иностранных инвесторов). Как и в предыдущие годы, основу накопленного в России швейцарского капитала составили прямые (1272 млн. долл. США) и «прочие» инвестиции (1191 млн. долл. США), их объемы по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года соответственно выросли на 25,3% и 10,4%. Приведенные данные показывают продолжение деловой активности швейцарских фирм-инвесторов и укрепление занятых ими позиций на российском рынке. Взаимодействие с регионами Российской Федерации и распределение инвестиций в рассматриваемый период осуществлялось швейцарцами с учетом их приоритетности и инвестиционной привлекательности для швейцарских деловых и промышленных кругов. В основном, инвестиции направлялись в те области и регионы, где уже был накоплен позитивный опыт осуществления и реализации инвестиционных проектов и налажены эффективные отношения с руководством местной администрации, а также имелись необходимые ресурсы, сырье, инфраструктура и хорошие перспективы рентабельного вложения средств. К таким регионам следует отнести Москву и Московскую область, Нижегородскую, Ленинградскую, Костромскую, Калужскую, Самарскую, Архангельскую, Калининградскую области, Краснодарский край и Республику Татарстан. По данным Государственной регистрационной палаты в российский реестр внесено свыше 600 предприятий с участием швейцарского капитала, причем 45% от их числа составляют предприятия со 100% капиталом швейцарских компаний. Всего на российском рынке работают около 200 компаний из Швейцарии. Наиболее перспективные направления сотрудничества - это различные отрасли промышленности. Традиционно важное место в отношениях двух стран занимает швейцарская часовая промышленность. Среди крупнейших швейцарских фирм-инвесторов, работающих на российском рынке, можно выделить, в частности, электротехнический концерн «АББ», который является лидером в области технологий для электроэнергетики и автоматизации. Группа компаний «АББ» владеет предприятиями в 100 странах, а ее штат насчитывает около 107 тыс. человек. Чистая прибыль концерна «АББ» во втором квартале 2006 г. достигла 367 млн. долл. США (за тот же период 2005 г. - 126 млн. долл. США). В России «АББ» осуществляет свою инвестиционную деятельность, участвуя как непосредственно в реализации конкретных инвестиционных проектов, так и через расширение инвестирования в свои предприятия, созданные на территории Российской Федерации. В настоящее время АББ занимает около 30% российского рынка низковольтного оборудования. Стратегические ориентиры компании в России остаются прежними – расширение регионального присутствия и рост инвестиций - прежде всего в развитие производств и сервисного обслуживания. В конце марта 2006 г. концерн открыл региональный офис в Воронеже, в июне открыт его офис в Самаре. С их открытием общее число региональных представительств компании возросло до десяти (действуют офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Иркутске и Нижнем Новгороде). В ближайших планах концерна «АББ» увеличение инвестиций в производство электродвигателей и приводов нового поколения. Пищевкусовой концерн «Нестле» - лидер российского рынка кофе, шоколадных изделий, продуктов детского питания и мороженого. В концерн «Нестле» по всему миру входят 500 фабрик в 84 странах. В 2006 г. «Нестле» отметила 10-ю годовщину своего присутствия в России. За данный период совокупный объем инвестиций концерна в российскую экономику составил более 600 млн. долл. США. На сегодняшний день в российскую группу компаний «Нестле» входят 12 фабрик, включая строящуюся в Калужской области фабрику по производству кормов для домашних животных, 12 региональных офисов и головной офис в Москве. Общее число сотрудников компании в России составляет более 9,5 тыс. человек. В 2005 г. концерн реализовал в Краснодарском крае (г. Тимашевск) один из самых масштабных инвестиционных проектов - строительство фабрики «Нестле–Кубань» по производству в России растворимого кофе «Нескафе Классик». В общей сложности в новое производство швейцарская компания инвестировала около 120 млн. долл. США. Объем производства в 2006 г. достиг 12 тыс. тонн в год, что позволяет заменить импорт в Россию кофе «Нескафе Классик». Построенная в России фабрика является одной из самых крупных и современных в Восточной Европе. С июля 2006 г. в Самаре начал работать Центр обслуживания бизнеса «Нестле» в России, функция которого - централизованное выполнение транзакционных бухгалтерских операций «Кондитерского Объединения «Россия», головного и региональных офисов. В будущем Центр будет обслуживать все фабрики и компании, входящие в группу «Нестле» в России. В ближайших планах концерна выделить инвестиционные средства - около 50 млн. долл. США на завершение строительства в Калужской области фабрики по производству кормов для домашних животных (окончание строительства планируется в 2007 г.), а также на обновление оборудования и установку новых линий на действующих фабриках. В качестве справки: наиболее динамичный рост «Нестле» демонстрировала в 1999-2002 гг. В 2002 г. продажи компании достигли уровня 644 млн. долл. США. За последующие три года – с 2002 по 2005 гг. - продажи выросли еще на 40% и составили 1,1 млрд. долл. США. За шесть месяцев 2006 г. продажи в России выросли на 19%. По оценке компании, суммарные продажи за 2006 г. составят 1,3 млрд. долл. США. Швейцарская компания «Кронохолдинг» является одним из ведущих на европейском рынке производителем и поставщиком плит МДФ и ДСП. Концерн включает в себя десять производственных предприятий в семи странах Европы (Швейцария, Германия, Франция, Польша, Венгрия, Украина, Россия) и США. Объем древесных плит, выпускаемых предприятиями концерна, составляет около 8,5 млн. куб.м. в год. В настоящее время в России концерн осуществляет крупнейший инвестиционный проект в области деревообработки в России – это строительство в г. Шарья (Костромская область) завода «Кроностар» по производству облицовочных плит - ДСП и МДФ (объем инвестиций – 350 млн. евро). В 2006 г. завод «Кроностар» стал крупнейшим в России производителем древесных плит, суммарная мощность производственных линий предприятия составляет 1 млн. куб.м. различной продукции в год. Причем линия по выпуску плит МДФ является на сегодняшний момент крупнейшей в мире. При этом при реализации проекта решаются не только задачи экономического характера, но и ряд социальных вопросов. Непосредственно на предприятии создано более 1000 рабочих мест, а с учетом смежных производств работой будут обеспечены около 4 тыс. человек. В 2006 году в Егорьевском районе Московской области продолжилось развитие производства еще одного предприятия концерна «Кронохолдинг», специализирующегося на производстве облицовочных плит. Первый этап инвестиции концерна составили 120 млн. евро. Общий объем инвестиций в предприятие составит 500 млн. евро. Предполагается, что это будет также одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий на территории Европы – общая площадь завода - 200 га, количество рабочих - около 800 чел. В настоящее время производственная мощность завода составляет 12 млн. кв. м напольных покрытий и 200 куб. м МДФ. Фирма «Шиндлер» - мировой лидер по производству эскалаторов и второй по величине производитель лифтов. Чистая прибыль фирмы в первом квартале 2006 г. достигла 225 млн. долл. США (рост на 37,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года). «Шиндлер» является владельцем российской фирмы «Лифтремонт» (дочернее предприятие ЗАО «Шиндлер» в г. Москве). География обслуживания фирмы включает Северо-Восточный округ столицы, Московскую и Тверскую область. Портфель обслуживания ЗАО «Шиндлер» составляет около 10 тыс. единиц оборудования. В инвестиционных планах компании открытие филиалов в Волгограде, Казани, Воронеже, Челябинске и Новосибирске. Компания «Шиндлер» намерена к 2008 г. оборудовать строящийся в Москве высотный (448 м) деловой и торговый центр 28 скоростными лифтами и 20 эскалаторами. Швейцарская компания «Ameropa Holding» планирует построить в Краснодарском крае завод минеральных удобрений. Инвестиции в проект составят около 500 млн. евро. Ameropa планирует выйти не только на российский рынок удобрений, но и экспортировать аммиак, метанол и карбамид. По мнению Губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, для Кубани этот проект является одним из приоритетных. Он позволит решить многие задачи в развитии Таманского полуострова, где швейцарская компания собирается построить завод. Это означает решение массы социальных проблем, появление новых рабочих мест, увеличение налоговой базы, улучшение качества ухода за землей, что в свою очередь положительно скажется на урожае. Компания «Barry Сallebaut», крупнейший мировой производитель шоколадной массы и другого сырья для кондитерских изделий (годовой объем продаж более 3,34 млрд. долл. США) готова начать в 2007 г. производство шоколадной массы в России. Объем выпускаемой продукции должен составить 20 - 25 тыс. тонн в год. Компания намерена инвестировать в строительство нового завода около 25 млн. долл. США. Завод будет расположен в Подмосковье в Чеховском районе. В целом проекты и сотрудничество с российскими партнерами, инициированные швейцарскими компаниями в России в течение 2006 г., позволяют позитивно оценить инвестиционную активность Швейцарии на российском рынке и прогнозировать дальнейшее упрочнение ее позиций в списке основных инвесторов в российскую экономику.


О техническом и финансовом содействии между Россией и Швейцарией

Швейцария активно участвует в процессе оказания финансово-технического содействия различным странам, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Законодательной основой в Швейцарии для данного вида деятельности служит Федеральный закон «О международном сотрудничестве с целью развития и гуманитарной помощи» от 19 марта 1976 г. (далее - Закон). Данное содействие согласно Закону (ст.6) может осуществляться, в частности, в форме технического содействия, которое направленно на экономическое, социальное и культурное развитие населения; в форме финансового содействия, направленного на развитие экономической и социальной инфраструктуры стран-реципиентов и в форме торгово-политических мероприятий, ставящих своей целью вовлечение стран-реципиентов в систему мировой торговли. Разработкой общей концепции участия Швейцарии в системе международного содействия развитию стран занимаются - Дирекция по сотрудничеству и развитию Федерального департамента (министерства) иностранных дел Швейцарии (ДЕЦА), Государственный секретариат экономики Швейцарии (СЕКО) и Федеральный департамент (министерство) финансов Швейцарии. Обязанности по координации данного процесса возложены на ДЕЦА. (Постановление правительства Швейцарии «О международном сотрудничестве с целью развития и гуманитарной помощи» от 12 декабря 1977 г. ст.4).

Значительное место в рамках международного технического и финансового содействия Швейцария отводит странам Восточной Европы и СНГ. Такое содействие осуществляется на основе решения парламента Швейцарии «О сотрудничестве со странами Восточной Европы» от 24 марта 1995 г. и одноименного постановления правительства Швейцарии от 6 мая 1992 г. Финансирование проектов, реализуемых в рамках оказываемого содействия в странах Восточной Европы и СНГ, осуществляется согласно ст.8 решения парламента Швейцарии от 24 марта 1995 г. «О сотрудничестве со странами Восточной Европы» на основе выделения рамочных кредитов рассчитанных на несколько лет. 31 марта 2004 г. Федеральное правительство Швейцарии направило в парламент страны проект решения о выделении очередного, четвертого (IV) рамочного кредита для дальнейшего сотрудничества со странами Восточной Европы и СНГ, а также проект Федерального закона «О сотрудничестве со странами Восточной Европы».

Справочно: в настоящее время Швейцария выполняет обязательства по третьей кредитной линии, которая предусматривает средства в размере 1,4 млрд. шв. франков на период 1999 - 2004 гг. В конце 2004 г., по истечении срока действия кредитной линии, парламент Швейцарии принял решение о её продлении на 2005 - 2006 гг и выделении в указанный период 400 млн. шв. франков. Во время зимней сессии парламента (заседание от 15 декабря 2005 г.) Совет кантонов (высшая палата парламента) единогласным решением депутатов одобрил подготовленный правительством страны проект Федерального закона «О сотрудничестве со странами Восточной Европы». Документ направлен на рассмотрение в Национальный совет (низшая палата парламента) страны. Обсуждение и принятие закона во второй палате парламента пройдет весной 2006 г. Законопроект, который призван урегулировать техническое и финансовое сотрудничество со странами Восточной Европы, разработан на основании статьи 54 Конституции Швейцарии. В которой закреплены важные принципы и в соответствии с которыми, установлено, что «Конфедерация обеспечивает защиту независимости Швейцарии и ее благосостояние; она, в частности, содействует снижению уровня бедности и нужды в мире, соблюдению прав человека и продвижению демократии, мирному сосуществованию народов, а также сохранению естественных основ жизни». Законопроект, по существу, принимает на себя общие положения решения парламента Швейцарии от 24 марта 1995 г. «О сотрудничестве со странами Восточной Европы» и обозначает механизмы работы, которые регулируют сотрудничество в соответствии с существующими на сегодняшний день изменениями. В нем, в частности, предусмотрены: мероприятия и формы совместной работы, основы для выделения конкретных кредитов, предусмотрена поддержка частной деятельности. Функции по заключению договоров отнесены непосредственно к компетенции правительства, которое устанавливает приоритеты в своей деятельности. К тому же узаконивается взаимодействие с кантонами, общинами, обществами открытого права, а также с консультационной комиссией по международному развитию и совместной деятельности. В России Швейцария начала осуществление программы технического и финансового содействия в 1993 г. С 1995 г. оно развивалось на основе Межправительственного соглашения о техническом и финансовом сотрудничестве между Россией и Швейцарией от 28 ноября 1995 г. 31 декабря 2002 г. истек срок данного соглашения, однако Федеральным департаментом иностранных дел Швейцарии (ДЕЦА) и Государственным секретариатом экономики Швейцарии (СЕКО) в целях завершения проектов, начатых в период его действия, была разработана общая Национальная программа по Российской Федерации (Landesprogramm Russische Fderation) на период 2002 - 2006 гг., предусматривающая дальнейшее финансовое и техническое содействие России в таких областях, как развитие инфраструктуры, малый и средний бизнес, экология и ядерная безопасность, научные исследования, поощрение швейцарских инвестиций в Россию, гуманитарная помощь населению Северокавказского региона. Данную Национальную программу в период с 2005 г по 2007 г. заменила так называемая «Программа кооперации (сотрудничества)» (Kooperationsprogramm 2005-2007), в которой в качестве основных направлений и целей содействующих России в завершении переходного процесса к рыночной экономике предусматривается: 1) улучшение взаимодействия между государственными органами и гражданами (обеспечение соблюдения прав человека); поддержка независимой прессы и улучшение качества журналистики; 2) развитие малого и среднего частного бизнеса, улучшение рамочных условий его деятельности и создание предпосылок для формирования среднего класса; 3) улучшение инфраструктуры; 4) создание экологически безопасной системы использования природных ресурсов, уничтожение химического оружия; 5) гуманитарная помощь (помощь жителям Чечни и жителям южных регионов России, пострадавшим во время наводнения 2002 г). Распределение средств, выделенных Швейцарией для России с 2002 по 2005 гг., на цели финансово - технического действия представлено в таблице: 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Техническое содействие 5,0 5,3 5,5 4,0 Финансовое содействие 6,3 5,7 4,7 3,4 Общая сумма (млн.шв.франков) 11,3 11,0 10,2 7,4 Как видно из таблицы, наблюдается уменьшение общих объемов выделяемых на цели указанного сотрудничества средств, что в принципе в первую очередь аргументируется Швейцарией необходимостью снижения общей нагрузки на федеральный бюджет страны. Уменьшение средств прослеживается из-за усиления участия Швейцарии в многосторонних инвестиционных проектах в России по линии ЕБРР, Мирового банка и МФК, взамен расширения сотрудничества на двусторонней основе. По мнению экспертов, это обусловлено и тем, что в России достигнут определенный прогресс к переходу к рыночной экономике и проведены необходимые политические преобразования. Следует сказать, что все прежние проекты Швейцарии по линии технического и финансового содействия, а также проекты гуманитарной помощи сформировали важную основу для положительных перемен в России и реформирования национальной экономики. В общей сложности ДЕЦА и СЕКО реализовали в России около 20 проектов с ежегодным финансированием в 6-7 млн. шв. франков. ДЕЦА концентрировала свои проекты в основном в регионе западного Урала. Средства были направлены на следующие цели: помощь малому и среднему бизнесу, разумное использование и защита природных ресурсов, ядерная безопасность. СЕКО проявляло активность в таких областях, как окружающая среда и инфраструктура - проекты в гг. Нижний Новгород и Пермь (реконструкция водоочистных сооружений - 15 млн. шв. франков), здравоохранение (20 млн. шв. франков, г. Самара и Самарская обл.), создание земельного кадастра в Москве и Московской области – около 5 млн. шв. франков. СЕКО осуществляло также софинансирование проекта Мирового банка (утилизация индустриальных отходов – 12 млн. шв. франков), участвовало в мероприятиях по стимулированию и поощрению швейцарских инвестиций в Россию. Гуманитарную помощь Швейцария оказывала России во время 1-ого и 2-ого конфликтов в Чечне. Так, в период с сентября 1999 г. по октябрь 2000 г. Швейцария направила в помощь населению, пострадавшему от боевых действий, 9 млн. шв. франков и осуществила финансовую поддержку международным агентствам, занимающимся вопросами урегулирования конфликта (около 6 млн. шв. франков). Гуманитарная помощь Швейцарии также направлялась по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям России (400 тыс. шв. франков). В настоящее время ДЕЦА сотрудничает с МЧС РФ в проектах по оказанию гуманитарной помощи в третьих странах. В настоящее время в России по линии швейцарского финансово-технического содействия находятся в стадии реализации следующие проекты: - Создание системы спутникового межевания земель (земельного кадастра) в Москве и Московской области. Последняя фаза проекта была завершена в конце 2003 г. С целью поддержания продолжения функционирования системы, дальнейшего развития проекта и мониторинга его реализации участвующие стороны заключили дополнительное соглашение. Сумма кредита: 150 тыс. шв. франков. Срок реализации проекта: 2004 - 2006 гг. - Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды. Данная программа является частью проекта Всемирного банка по управлению окружающей средой и уменьшению экономических ущербов. Целью программы является поддержка инициатив частного бизнеса по применению благоприятных в экологическом отношении технологий и средств производства. Швейцарское участие призвано расширить возможности данной программы и сделать ее более привлекательной для инвесторов. Швейцарский вклад составляет 7,6 млн. долл. США. Сумма кредита: 12 млн. долл. США. Срок реализации проекта: 1996 - 2007 гг. - Проект Международной финансовой корпорации по улучшению системы корпоративного управления в банковском секторе. Целями данного проекта являются улучшение системы внутреннего управления российских банков, внедрение корпоративного управления при работе с корпоративными клиентами, оценке и управлении рисками, поддержка неправительственных организаций, действующих в банковском секторе. В результате реализации проекта планируется добиться расширения инвестиционной деятельности российских банков. Сумма кредита: 1,99 млн. долл. США. Срок реализации проекта: 2004 – 2006 гг. В целом можно констатировать, что российско-швейцарское сотрудничество в области финансового и технического содействия до недавнего времени развивалось вполне успешно. Однако в последнее время происходят существенные изменения в подходе Швейцарии к сотрудничеству с Россией в данной форме. Швейцарская сторона в течение трех лет отказывалась от продления действия Межправительственного соглашения о техническом и финансовом сотрудничестве между Россией и Швейцарией от 28 ноября 1995 г. Складывается впечатление, что Швейцария стремится оказывать финансовое и техническое содействие России вне рамок межправительственных соглашений, что уменьшает контрольные функции российского государства в этой области двустороннего сотрудничества. В то же время усилилось участие Швейцарии в многосторонних инвестиционных проектах в России по линии ЕБРР, Мирового банка и МФК. Учитывая, что указанные изменения в подходе Швейцарии к сотрудничеству с Россией в области финансового и технического содействия наглядно показывают свертывание двустороннего сотрудничества наших стран в данной сфере, существует необходимость в организации действий с российской стороны, направленных на укрепление правовой основы для возобновления данного вида деятельности. Со стороны Торгпредства РФ в Швейцарии неоднократно до СЕКО доводилась информация о заинтересованности России в продлении или заключении нового соглашения о финансовом и техническом сотрудничестве. По инициативе российской стороны этот вопрос был вынесен на обсуждение Смешанной МПК между РФ и Швейцарией, 8-я сессия которой состоялась 19 октября 2005 г. в Москве. В настоящее время проект нового соглашения о финансовом и техническом содействии проходит этап окончательного согласования в заинтересованных ведомствах России и Швейцарии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Горнолыжные курорты Швейцарии:

News image

Гштаадт (Gstaad)

Глазами туристов просмотреть оценки Хорошо... бывает лучше, но в Gstaad хорошо

News image

Crans-Montana – Saas Fee – Verbier

В прошлом году мы восторгались незабываемым отдыхом в скромной швейцарской деревушке Verbier, о чем я, впрочем, рассказывала в своем отзыве «…отдых превзошел наши ожидания... В...

News image

Гриндельвальд (Grindelwald)

Глазами туристов просмотреть оценки Очень красивое место. Но если вернусь в этот регион еще раз, выберу Венген. Он поинтереснее выглядит и расположен поудачнее (проще добиратьс...

Города Швейцарии:

Реклама*

Отели в городах:

Рассказы туристов:

Путешествие в страну Белых Великанов

News image

Швейцария. Нендас. Очередное путешествие моей семьи, почему-то решил написать спустя 11 месяцев, после его завершения. Все-таки горы есть горы и ...

Швейцария. На берегу Женевского озера. январь 2009

News image

Вышло специальное предложение на сайте «SWISS» на авиабилеты до Женевы. Мы не долго подумали и решили, что нужно брать. Быстренько составили програм...

Одна ночь в швейцарской больнице

News image

Может , мой рассказ никого и не удивит , сейчас , наверное , много россиян побывали и в Швейцарии , и на Швейцарских курортах или в лечебных центрах...

Кабаре Вольтер

News image

Если вы способны отличить дадаизм от сюрреализма; если вам что-то говорят имена Тцара и Дюшан; если к вашему врожденного чувству прекрасного родител...