Главная - Политика - Швейцария. Организационное устройство миграционной политики
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image

Погода

Что нужно знать:

Аренда автомобиля / Парк Швейцария

News image

Процедура получения автомобиля. Клиент подходит на стойку компании и дает: паспорт, права российские + права междунар...

Швейцария. ВНЖ, ПМЖ, гражданство

News image

Иммиграция в Швейцарию Знаменитые швейцарские банки, швейцарские часы и швейцарский сыр – это первое, что приходит ...

ЭМИГРАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИЮ, СТАТУС БЕЖЕНЦА

News image

Он/она имеет близких родственников или других людей, с кем у беженца близкие отношения, и которые легально проживают в...

Города Швейцарии:

Праздники и мероприятия

News image

Sächsilte Sächsilte или Парад гильдий - одно из главных событий в Цюрихе. Праздник называется Sechseläuten, но на м...

Швейцария , Город

News image

Женева расположена на берегу самого большого в Швейцарии озера, Женевского. Правда, сами швейцарцы называют его Лема...

Международный Музей Красного Креста

News image

Международный Музей Красного Креста и Красного Полумесяца посвящен почти стопятидесятилетней истории существования это...




Швейцария. Организационное устройство миграционной политики

О стране - Политика

швейцария. организационное устройство миграционной политики

Общая численность иностранных граждан, проживающих в Швейцарии в 2002 г., составила 1486 тыс. человек, или 20,3% всего населения Швейцарии. В некоторых кантонах, например в Женеве, иммигранты в первом поколении составляют почти 30% всего населения

На протяжении столетий швейцарцы покидали свою страну в поисках работы и богатства в других государствах. Ситуация изменилась в начале ХХ в., когда миграционные потоки преимущественно из пограничных стран направились в Швейцарию. Уже в 1914 г. иностранцы составляли 15,4% от численности всего населения. В период между двумя мировыми войнами в Швейцарии проводилась миграционная политика «изоляционизма», основанная на идеологии «маленькая, но прекрасная»[2]. Тем не менее в этот период страна прияла значительное число беженцев из нацистской Германии.

В послевоенные годы иммиграционная политика Швейцарии была нацелена на активное привлечение иностранных рабочих при условии сведения к минимуму возможности их интеграции в общество. Политика ее привлечения была основана на принципе ротации: после окончания срока контракта иностранный рабочий должен был выехать на родину. На смену ему прибывали другие. Среди иностранных рабочих значительную часть составляли сезонные рабочие, рабочие, получившие разрешение на проживание сроком на 1 год, и маятниковые мигранты, работающие в Швейцарии, но постоянно проживавшие в приграничных странах.

Натурализоваться в Швейцарии было чрезвычайно трудно. По федеральному закону 1952 г., продолжающему действовать в настоящее время, для получения гражданства иностранец должен прожить в стране 12 лет и предоставить свидетельства своей культурной ассимиляции. Правительство пыталось контролировать общую численность иностранцев в стране, вводило квоты на выдачу разрешений на проживание. Тем не менее даже в 1970-х гг. в Швейцарии, в отличие от остальных странах Западной Европы, не был введен запрет на импорт иностранной рабочей силы. Иммиграционная политика в Швейцарии отличалась удивительной для европейских стран стабильностью[3]. Поэтому все предложения о ее модернизации в 1990-х гг. были встречены в обществе с большой настороженностью и даже враждебностью.

Общая численность иностранных граждан, проживающих в Швейцарии в 2002 г., составила 1486 тыс. человек, или 20,3% всего населения Швейцарии. В некоторых кантонах, например в Женеве, иммигранты в первом поколении составляют почти 30% всего населения. Большая часть иммигрантов, прибывающих в Швейцарию, являются выходцами из европейских стран (табл. 26).

Основным законом, регламентирующим порядок въезда на территорию Швейцарии, является федеральный закон от 26 марта 1931 г.[4] В настоящее время правительством подготовлен проект нового закона, который был рассмотрен 8 марта 2002 г. Федеральным Советом[5]. Новый проект закона регламентирует въезд, пребывание иностранных граждан в Швейцарии, а также процедуру воссоединения семьи. Кроме того, в законе предусмотрены различные программы по стимулированию интеграции иммигрантов в общественную и политическую жизнь страны. Этот закон не распространяется на граждан стран — членов Европейского Союза (ЕС) и членов их семей, а также рабочих, нанятых работодателем, который работает или проживает в странах ЕС. На эту категорию лиц распространяется соглашение от 21 июня 1999 г. «О свободном передвижении», заключенное между Швейцарией и государствами — членами Европейского Союза. Закон об иностранцах также не распространяется на граждан стран — членов Европейской ассоциации свободной торговли (Норвегию, Исландию и Лихтенштейн), поскольку между этими странами и Швейцарией 21 июня 2001 г. было заключено соглашение о свободном передвижении.

В законе предусматривается, что все лица, которые имеют разрешение на временное проживание в Швейцарии, должны заявить о своем прибытии в компетентные органы по месту своего проживания или работы в Швейцарии. Если иностранный гражданин меняет место работы или жительства, он должен зарегистрироваться в новом кантоне или коммуне; если он покидает кантон или коммуну, он в обязательном порядке должен зарегистрировать свое выбытие.

Обсуждение всех законопроектов и контроль деятельности правительства осуществляет Федеральная Ассамблея, состоящая из двух палат — Национальный Совет и Совет Кантонов. Швейцария состоит из 26 кантонов, которые делятся на общины. Швейцарец, в первую очередь, — член общины, затем — гражданин кантона и уже потом — гражданин Швейцарии. Поэтому многие вопросы решаются сначала на уровне общины, затем кантона и Федерации.

В Швейцарии вопросами регулирования иммиграционных процессов и положения иностранных граждан, занимаются следующие организации:

Въезд и проживание в Швейцарии[8]

Чтобы въехать в Швейцарию, выходцы из других государств должны представить документ, признающийся в Швейцарии, или визу. Кроме того, граждане других государств должны располагать достаточными средствами для пребывания на территории Швейцарии, или же иностранный гражданин должен иметь возможность их заработать в соответствии с действующим законодательством. Швейцария не является членом Шенгенского соглашения, поэтому со швейцарской визой нельзя въехать в страны Шенгена и наоборот.

В настоящее время в Швейцарии существуют следующие виды разрешения на проживание[9]:

Категории иммигрантов

Основные категории иммигрантов в Швейцарии представлены в табл. 27. Трудовые иммигранты подразделяются на два класса. К первому относятся квалифицированные специалисты и бизнесмены. Эта категория иммигрантов является наиболее предпочтительной с точки зрения швейцарского иммиграционного законодательства. Во второй класс входят неквалифицированные рабочие, главным образом из Португалии, северной Испании и южной Италии, которые приезжают с целью получения высоких заработков. Посредством квот Закон ограничивает иммиграцию таких лиц в Швейцарию.

Трудоустройство в Швейцарии[10]

В Швейцарии достаточно сложно получить разрешение на проживание с целью трудоустройства. Политика привлечения иностранцев для работы в Швейцарии осуществляется по «модели трех кругов», которая была введена в 1991 г. Согласно этой модели, в первую очередь рекрутируются работники из состава граждан стран Европейского Союза. При отсутствии от них кандидатов на рабочую вакансию предпочтение отдается гражданам тех стран, которые не входят в ЕС, но издавна являются поставщиком рабочей силы в Швейцарию. В последнюю очередь (третий круг) набираются рабочие из других стран. Выходцам из стран «третьего круга» Правительство Швейцарии не оказывает никакой поддержки, за исключением высококвалифицированных специалистов. Лицам, не являющимся гражданами стран — членов ЕС, впервые разрешение на работу может быть выдано в порядке исключения, только в случае, если они обладают высокой квалификацией или при наличии особых причин.

Посредничество при ввозе иностранной рабочей силы в Швейцарию запрещено. Запрещается также деятельность агентств по временному трудоустройству иностранцев в Швейцарии. Иностранец, работающий в Швейцарии без соответствующего разрешения, подлежит наказанию в административном и уголовном порядке.

Иностранцы, работающие более восьми дней в течение 3-х месяцев, должны получить разрешение на работу или рабочую визу вне зависимости от их гражданства. При этом неважно, оплачивается их работа на территории Швейцарии или за рубежом. Если будет установлено, что иностранец работает на территории Швейцарии, не имея при этом необходимого разрешения на работу, то к нему и к его работодателю могут быть применены санкции в виде денежного штрафа до 5 тыс. швейцарских франков. Кроме того, иностранец, работающий на территории Швейцарии без разрешения, подлежит высылке из страны с последующим запретом на въезд. Работать в Швейцарии в качестве «au pair» (проживая в семье и выполняя работу по дому в качестве платы за проживание), иностранный гражданин может не более 18 месяцев. Принимающая семья должна предоставить ему отдельную комнату и питание. Предполагается, что иностранец будет работать 30–40 часов в неделю, занимаясь уборкой дома, присмотром за детьми и т.п. Поскольку этот вид занятости рассматривается как форма получения дохода, он облагается налогами, которые взимаются при получении этого дохода. Кроме того, иностранец обязан получить разрешение на работу типа L. Количество таких разрешений весьма ограничено, поскольку каждый кантон имеет право предоставить определенное их число в течение каждого года.

Швейцария известна во всем мире высоким качеством своей образовательной системы, которая, что следует особо отметить, является достаточно открытой для иностранных учащихся. В некоторых университетах доля иностранных студентов сегодня превышает 40% и продолжает увеличиваться с каждым годом. Законодательство благоприятствует получению образования в Швейцарии для иностранных студентов.

Беженцы[12]

Политика Швейцарии в отношении предоставления убежища соответствует требованиям международных соглашений, в частности Женевской конвенции.

При определении термина «беженец» проводится четкое различие между лицами, действительно покидающими свою страну в связи с преследованиями по различным мотивам, и экономическими мигрантами. Чтобы обосновать свой запрос о предоставлении политического убежища, соискателю требуется доказать, что в стране происхождения или постоянного проживания он или она подвергались или обоснованно опасаются быть подвергнутым преследованию в связи с политическими убеждениями, национальной, расовой или религиозной принадлежностью, либо в связи с принадлежностью к определенной социальной группе. Серьезной угрозой считается риск для жизни или физического здоровья, а также опасность для психического здоровья, являющаяся следствием непереносимого давления со стороны органов власти. Определенные мотивы бегства из страны, связанные с половой принадлежностью, также принимаются во внимание. Экономические мотивы не могут служить основанием для получения политического убежища в Швейцарии.

Иностранцы, желающие получить политическое убежище в Швейцарии, могут подать заявление любому дипломатическому представителю или представителю швейцарского консульства на швейцарской границе или в любом аэропорту Швейцарии. Тем не менее почти 90% соискателей предпочитают проникнуть на территорию Швейцарии нелегально и обратиться в один из 4 приемных центров Федерального совета по делам беженцев, расположенных в Кьяссо, Базеле, Женеве и Кройцлингене, так как опасаются отказа во въезде со стороны пограничных служб. В 1998 г. на границе при въезде в Швейцарию было отказано 25,7% иностранных граждан, желавшим получить политическое убежище. Если иностранный гражданин въехал в Швейцарию нелегально, то он может отправиться в один из приемных центров и там представить свое заявление. В том случае, если его задержат на границе при попытке незаконно въехать в Швейцарию, его немедленно передадут властям соседней страны, где он сможет подать заявление о предоставлении убежища. Исключение может быть сделано лишь в том случае, если в Швейцарии на законном основании проживают его близкие родственники. Его заявление будет рассмотрено даже в том случае, если окажется невозможным определить, из какой страны он прибыл.

Процедура рассмотрения заявлений от лиц, прибывших на территорию Швейцарии нелегально, такова. Вприемном центре соискателя просят предъявить официальное удостоверение личности. В прошлом многие соискатели статуса беженца прятали свои документы, поскольку это затрудняло процесс депортации в случае отказа во въезде. Со временем был принят закон, согласно которому при отсутствии документов процедура рассмотрения заявления начинается только в двух случаях: 1) если соискатель может предоставить правдоподобное объяснение причины, по которой у него отсутствуют документы, или 2) он может предоставить убедительные доказательства преследования. В результате все большее число соискателей начали предъявлять документы, удостоверяющие личность. Тем, кто все же отказывался предоставить такие документы, предлагают получить их самостоятельно или при помощи родственников, живущих на их родине.

Затем соискателя попросят более подробно рассказать о себе, сообщить о своем семейном положении, описать свой маршрут и охарактеризовать причины, побудившие его обратиться за получением убежища. У него возьмут отпечатки пальцев, чтобы проверить, не обращался ли он ранее за получением убежища в Швейцарии под другим именем. Далее документы будут отправлены в Федеральный совет по делам беженцев, который и примет решение по данному вопросу. Вся процедура займет от пяти до десяти дней, в течение которых соискатель будет жить в приемном центре. Там же он получит документ, в котором будут изложены его права и обязанности. Если на этом этапе с его стороны не будут выявлены какие-либо нарушения, то он будет направлен в один из кантонов. Там его дело и причины, побудившие обратиться за получением убежища, будут рассмотрены более подробно.

В период принятия решения соискателю будут предоставлен переводчик и оказана поддержка со стороны гуманитарных и общественных организаций. С учетом затрат на оплату жилья (в недорогих коммунальных квартирах), коммунальных расходов, приобретения средств обихода, одежды и ежедневных затрат, ежемесячное пособие составит 1200 швейцарских франков на одного человека. После кантональных слушаний заявление соискателя будет рассмотрено в Федеральном совете по делам беженцев. Именно Совет, с учетом политической ситуации в стране происхождения лица, стремящегося получить убежище, примет решение о предоставлении или отказе в предоставлении политического убежища в Швейцарии.

В случае отказа соискатель имеет право на апелляцию. В этом случае все обстоятельства его дела будут еще раз детально изучены независимой Апелляционной комиссией по вопросам предоставления политического убежища. Согласно статистическим данным, о политическом убежище просит только около 10% заявителей. Если у соискателя отсутствуют основания для подачи апелляции, или его апелляция отклоняется, он лишается права находиться на территории Швейцарии. Ему будет отведен срок (от нескольких дней до 6 месяцев) на то, чтобы добровольно покинуть Швейцарию. Если по истечении этого срока соискатель не уедет из страны, в дело вмешается полиция, которая выдворит его в принудительном порядке. Лица, нелегально проживающие на территории Швейцарии, разыскиваются в установленном законом порядке.

Воссоединение семьи[13]

Если иностранный гражданин зарегистрировал брак со швейцарцем/швейцаркой, то ему предоставляется разрешение на проживание типа B. Он также может заниматься трудовой деятельностью. Ежегодная квота на въезд иностранной рабочей силы на иностранного гражданина не распространяется. После 5 лет непрерывного проживания в Швейцарии иностранный гражданин получает разрешение на постоянное проживание типа C.

Если власти смогут доказать, что брак был заключен с целью нарушения правил въезда и проживания («брак по расчету»), то иностранный гражданин лишается права на проживание. Если въезд в Швейцарию иностранному гражданину по каким-либо причинам запрещен, то вовсе не обязательно, что этот запрет будет снят в случае заключения брака. Иммиграционная полиция принимает решения по каждому случаю в отдельности. Разрешения на временное и постоянное проживание могут быть аннулированы уже после заключения брака, если имеются достаточные основания для депортации.

Иностранный гражданин может воссоединиться в Швейцарии со своими несовершеннолетними детьми (родившимися вне брака или в прежнем браке). Для этого ему необходимо получить соответствующее разрешение иммиграционной полиции перед их въездом в Швейцарию. Усыновление детей супругом-швейцарцем возможно по прошествии двух лет совместной жизни, при условии, что ребенок проживал все это время в новой семье.

При разводе супругу-иностранцу выдается разрешение на проживание типа В. Вопрос продления вида на жительство рассматривается в индивидуальном порядке. Никаких общих правил на этот счет не предусмотрено. Иммиграционная полиция принимает решение по каждому отдельному случаю, руководствуясь следующими критериями: продолжительность пребывания в Швейцарии; личные связи в Швейцарии (в частности, есть ли дети); служебное положение; уровень интеграции и поведение. В случае, если до расторжение брака у иностранного гражданина имелось разрешение на постоянное проживание типа S, то оно может быть продлено в установленном законом порядке.

Борьба с нелегальной миграцией

Как уже отмечалось, Швейцария не входит в число стран, подписавших Шенгенское соглашение, вследствие чего проблемы нелегальной миграции ей приходится решать самостоятельно. В последнее время правительство Швейцарии рассматривает возможность подписания двухсторонних соглашений с Европейским Союзом по борьбе с нелегальной миграцией. Так, 11 июля 2002 г. состоялись переговоры между странами Шенгенского соглашения и Швейцарией. Заключение соответствующих соглашений со странами Евросоюза позволило бы Швейцарии иметь доступ к их информационным системам, что способствовало бы поддержанию безопасности в стране и борьбе против нелегальной миграции[14].

Кроме того, Швейцария уже заключила двухсторонние соглашения со своими соседями — Германией, Италией и Францией[15]. Так, например, договор с Италией направлен на сохранение и поддержание общественного порядка и безопасности, на борьбу с траффикингом и нелегальной иммиграцией. Для реализации договора определены следующие меры :

Кроме того, соглашение с Италией предусматривает возвращение обратно косовских беженцев, въехавших нелегально на территорию Швейцарии из Италии.

Гражданство[16]

Иностранец может получить швейцарское гражданство путем натурализации, в которой выделяют следующие формы:

Предоставление гражданства путем стандартной натурализации рассматривается на трех уровнях: федеральном, на уровне кантона и общины. Для получения гражданства иностранец должен прожить непрерывно в Швейцарии 12 лет, интегрироваться в общественную и экономическую жизнь страны, соблюдать ее законы. Упрощенную натурализацию проходят супруги швейцарских граждан, а также дети, у которых один из родителей гражданин Швейцарии, а другой — иностранец. Решение о предоставлении упрощенной натурализации принимается на федеральном уровне. Программа реинтеграции предназначена для бывших граждан Швейцарии, которые по разным причинам утратили швейцарское гражданство. В табл. 28 приведена численность иностранных граждан, прошедших натурализацию с разбивкой по категориям, а также приведены данные по случаям лишения швейцарского гражданства. С 1 января 1992 г. в Швейцарии разрешено двойное гражданство.

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Горнолыжные курорты Швейцарии:

News image

Энгельберг (Engelberg)

Глазами туристов просмотреть оценки Ездил в Энгельберг на один день - полный восторг: обилие мягкого снега, неплохие трассы, а главное - огромные поля для фрирайда с выкатом...

News image

Вербье (Verbier)

Глазами туристов просмотреть оценки Отличное место для сноубордистов\лыжников со средним и выше уровнем катания.

News image

Анзер (Anzere)

Введение Горнолыжный курорт Анзер находится в самом сердце одного из самых красивых кантонов Швейцарии - Вале, над правым берегом реки Роны, на высоте 1500 м над уровнем моря.

Города Швейцарии:

Реклама*

Отели в городах:

Рассказы туристов:

Тур на Новый год в Швейцарию

News image

Мне, конечно, не тягаться с Непутевыми заметками Дмитрия Крылова, мой визит в Швейцарию был не по пятизвездочным отелям и прекрасным ресторанам в ...

Маленькое путешествие по маленькой Швейцарии

News image

Получилось все как-то спонтанно, мужа в очередной раз отправили в командировку на месяц в маленький городок под Цюрихом, у меня на работе было затиш...

Маленькая горная страна

News image

Вы бывали в горах? Кавказ? Крым? Адриатическое побережье Югославии? Пожалуй, только оно может сравниться со Швейцарией по красоте горных ландшафтов ...

Такая разная Швейцария

News image

Швейцария - маленькая страна (население - более 7 млн человек- меньше, чем в одной Москве), но такая разная. Я провела там неделю, но у меня ощущени...